Меня интересовало, как спиритические духи, то есть, существа, с которыми мы разговариваем на спиритических сеансах, сами относятся к нам, как они видят и воспринимают человеческий мир. Я иногда ставил им вопрос об этом и получал ответы очень неожиданные:
– Так, как будто огонёк в поле и около него тени.
В виде огонька они видят, значит, наш спиритический столик. Я пробовал спрашивать:
– А сколько ж нас сидит около огонька?
Но у них не было явно ни восприятия лиц, ни числа. Ответы были самые противоречивые и разные:
– Один, пять – толпа...
Считать они совсем не умели. Мы занимались обыкновенно вдвоём с Л. Постепенно у нас установился круг знакомцев (из духов), которые с нами беседовали. В этом круге сущностей они являли свои виды и планы на нас – и мы им в чём-то должны были помочь. В чём – так и осталось неясным. Они начали давать указания, носившие характер чисто магический, которые часто трудно было исполнить. По смыслу их просьб необходимо было иметь в своём распоряжении обширное пустопорожнее место – требование, которое трудно осуществить в городских условиях. Мне показалось, что сгодился бы большой чердак недостроенного дома. У меня был на примете такой дом, хозяин которого был знакомым моей семьи. Я отправился к нему просить разрешения, и тут случилась первая странность. Этот человек, уже немолодой и почтенный, принял меня в отдельной комнате, и, когда я изложил ему моё дело, он поднялся со стула и попытался что-то сказать мне, но вдруг упал – у него был удар и паралич языка. Ответа я так и не получил.
В другой раз всё уже было устроено и разрешение получено – я ждал только Л., чтобы идти туда, он должен был зайти за мной. Но он не пришёл, и сеанс не состоялся. Потом выяснилась вещь ещё более странная.
Когда он шёл по Цветному бульвару, какой-то прохожий, поравнявшись с ним, ударил его по голове тяжёлым кирпичом, завёрнутым в клетчатый платок. Он потерял сознание и очнулся только через два часа в аптеке, куда его отнесли. Так и второй раз нам не удалось выполнить просьбу наших потусторонних приятелей.
Лишь по третьему разу нам удалось устроить сеанс. Я расставил светильники, как нам было указано, начертил знаки и круг, но когда начал произносить заклинания, то рядом с нами упала тяжесть в несколько десятков тысяч пудов (именно по таким причинам то тут, то там обрушиваются стены и крыши – СЧС). Светильники наши были разбиты вдребезги и погасли, не понимаю, как чердачные балки вынесли этот удар, и как мы сами не пострадали. Очевидно, я сам недостаточно тщательно замкнул круг или сдвинул один из светильников. Словом, эксперимент был неудачен, и наше общение с этой группой духов этим закончилось. Никто из нас на сеансах больше с ними не разговаривал, Мы старались узнать об их судьбе, расспрашивая других духов, но ответы были странные и мало понятные. Нам отвечали: «Их нет. Они заперты» и раз даже – «Они умерли».