В свете приближающейся Пасхи представляется уместным освежить в памяти информацию о распятии.
читать дальшеЧто мы знаем об этом устаревшем способе смертной казни?
Этот способ давным-давно вышел из употребления. Тем не менее, нам не только известно это слово, но мы также привыкли считать, что знаем суть его достаточно хорошо. Этим кажущимся знанием мы обязаны тому, что много раз видели живописные и скульптурные изображения распятого Христа, слышали и/или читали о его распятии. Между тем, наше знание на поверку оказывается поверхностным и очень неточным.
Вот что пишет в своей книге "Сказания евангелистов" польский писатель Зенон Косидовский: "... после отмены казни через распятие люди быстро забыли, как происходила эта смерть. Поэтому в западном изобразительном искусстве трудно встретить изображение распятого Христа, выполненное правильно с точки зрения медицины и науки. Художникам приходилось полагаться на собственное воображение, поскольку не было ни очевидцев, ни достоверных сведений о том времени, когда крест был еще орудием казни. Впрочем, это мало кого волновало. Евангелисты и художники преследовали одну цель: изобразить распятие таким образом, чтобы оно из горя и унижения превратилось в надежду, в торжество, символизируя новую веху в истории человечества. На кресте висел не физически истерзанный Иисус, а Сын Божий, Спаситель мира".
читать дальшеИ в самом деле, для абсолютного большинства людей это не самый злободневный вопрос. Но всегда были люди, испытывавшие к этой теме весьма глубокий интерес. Это историки, писатели, пишущие на соответствующую историческую тему (ибо распят был не один Иисус, но и тысячи рабов по Аппиевой дороге, ведущей в Рим, участники восстания Спартака), религиозные деятели. Думаю, что и некоторые врачи тоже.
Перу Лиона Фейхтвангера принадлежит трилогия "Иудейская война", темой которой является восстание в Иерусалиме во времена императоров Нерона, Веспасиана, Тита. Немало страниц посвящено казни восставших. Писатель пытается реалистически показать сцены распятия, но руководствуется при этом сложившимися стереотипами и собственным воображением. Поэтому у него смерть распятых наступает от жажды, от теплового удара, от гангрены кистей рук. Написано талантливо, но с точки зрения медицины неверно.
В католическом мире повсеместно: в храмах и монастырях, над кроватью горожанина, на воротах крестьянского дома, на кладбищах, на перекрестках дорог - везде можно встретить изображение распятого Христа. Изображение это повсюду одинаково, создано по незыблемым церковным канонам. Однако каноны эти не соответствуют исторической правде. Влияния этих канонов, видимо, не смог избежать и Фейхтвангер.
Но не все творцы были в плену канонов, были и такие, кто мыслил самостоятельно. Это в первую очередь относится к титанам эпохи Возрождения. Вот что пишет Джорджо Вазари, биограф Микельанджело: "Чтобы достигнуть совершенства, много лет изучал он анатомию, познавая связь костных частей, мускулы, жилы, сосуды и тому подобное, а также все положения человеческого тела" . А постигнув все это, художник понял, что каноническое изображение святого распятия неправдоподобно, не соответствует законам анатомии, правде жизни.
читать дальшеВот почему так поражает "Распятие" Микельанджело Буонаротти: перед нами живой страдающий человек. Это проникновение в суть породило легенду, будто, чтобы натуральнее передать предсмертные конвульсии Христа, Микельанджело убил своего натурщика.
Похоже, этот навет на Микельанджело поддерживал Пушкин, вкладывая эту сплетню в уста своего Сальери. Во времена Пушкина эта легенда была весьма широко распространена. Вот что пишет, например, Н. М. Карамзин в "Письмах русского путешественника": "Показывая Микель-Анджелову картину "Распятие Христово", рассказывают, будто бы он, желая естественнее представить умирающего Спасителя, умертвил человека, который служил ему моделью, но анекдот сей совсем невероятен
читать дальше". "Сей анекдот" встречается также у де Сада ("Жюстина, или злоключения добродетели", Стендаля ("История живописи в Италии" и других авторов.
На одной из картин раннего Рубенса также изображено распятие, резко отличающееся от канонического, но зато соответствующее анатомической правде. Рубенс понял, что гвозди, вбитые в ладонь, не могут выдержать веса тела, поэтому на его картине гвозди пробивают запястья. Кроме того, Христос Рубенса не "распят" в форме креста, а висит на прибитых вверху руках - это более правдоподобно, если исходить из законов анатомии. "Крест" у Рубенса -
это Т-образная конструкция, известная по древнеримским источникам, а не традиционный четырехконечный крест!
читать дальшеИсторики долго изучали документы и археологические находки, связанные с казнью через распятие. И наконец им повезло. Не так давно был раскопан хорошо сохранившийся скелет молодого человека, которого, как свидетельствует надпись на саркофаге, звали Иоханан (а по-русски - Ваня), сын Агголя, который был распят в I веке н.э. Руки его были пробиты в запястьях,– была даже зафиксирована стертость костей о гвоздь в результате конвульсий на кресте. Обе ноги были в ступнях пробиты одним гвоздем – гвоздь с остатками дерева сохранился. Голени у казнённого были перебиты.
читать дальшеТаким образом, вырисовывается следующая картина. Приговоренным привязывали или пригвождали руки к поперечной балке,
которую (а не крест целиком!) они обычно должны были сами в таком виде нести, часто подбадриваемые бичами конвоиров и оскорблениями и улюлюканием из толпы зрителей, к месту казни, где уже стояли стационарные столбы высотой около 3 м.
читать дальшеТам эту балку вместе с висящим на ней наказуемым поднимали и закрепляли скорее всего на торце столба. Иногда для поддержания тела обеспечивалась опора для ног: они привязывались к столбу, или же ступни ног, одна поверх другой, прибивались одним гвоздем к столбу, как у вышеупомянутого Иоханана, и опирались на дощечку. Смерть на кресте наступала по истечении многих часов или даже целого дня, и в течение всего этого времени распятый испытывал страшные мучения.