читать дальшеВ один из годов брежневского периода, позже названного эпохой застоя, месте со мной в один аэропорт на Крайнем Северо-Востоке нашей страны прибыло ещё несколько новоиспечённых инженеров и техников. Среди авиатехников были Мишка Ценципер и ещё один товарищ
читать дальшес интересной фамилией, доставшейся от еврейского папы.
Мишка был чистокровный еврей, хорошо знал идиш. Родился в Биробиджане, но потом жил на Украине. Он был из рабочей семьи: отец работал машинистом паровоза или тепловоза, другие родственники тоже по этой части.
читать дальшеСам Мишка тоже побывал помощником машиниста, но потом подался в авиацию. У него были большие рабочие руки, в которые въелись различные технические жидкости. Принято считать, что у евреев маленькие руки, и это в целом похоже на правду, но у Мишки были заметно больше моих. читать дальшеДа он и не был типичным евреем.
В религии предков он совсем не разбирался. Рассказывал, как его познакомили однажды с еврейской девушкой. Она была сведущей в религиозных вопросах. А Мишка возьми да и спроси у неё: «А как евреи крестятся?» Она выкатила на него и без того лупастые еврейские глаза: «Евреи не крестятся!»
Женился он на русской.
читать дальшеРассказывал, что сначала нарочно обращался с женой грубо и несправедливо, добивался, чтобы назвала его жидом. Но не добился. Можно посочувствовать.
Говорил, что один из его родственников после войны сменил фамилию на Ценциперов и взял национальность лезгин.
Так что, если встретите лезгина по фамилии Ценциперов, то знайте... ОНИ везде, и среди лезгин тоже. читать дальшеНо Мишка таких попыток не делал, хотя и говорил, что не чувствует себя евреем.
Другой авиатехник, Игорёк, был неплохим, очень общительным и постоянно шутившим парнем. Но в первый же день по прибытии пошёл к начальству и сказал, что у него есть способности художника.
читать дальшеНесколько месяцев поморозить сопли на матчасти ему всё же пришлось. Но потом, таки да, устроили его оформителем. В каптёрке уютнее, чем на авиадвигателе. Позже он сменил фамилию – взял украинскую фамилию матери.
(продолжение следует)