Партизанское движение на Алтае имело широкий размах. В Камне-на-Оби есть улицы, названные именами таких известных партизанских командиров, как Колесников, Колядо, Громов и другие.
Это памятник Громову, командиру одной из партизанских бригад партизанской армии, в камне-на-Оби.
На заднем плане можно видеть руины Богоявленского собора.
А о подвиге знаменитого Кири Баева – как можно понять из ласкательной формы имени, несовершеннолетнего мальчика-героя – А.Голенковой и Д.Иохимовичем написана книга "Подвиг Кири Баева". Не исключено, что в детстве я её читал.
Надо сказать, что мой дед Фрол тоже партизанил. Он был даже партизанским командиром, но, видимо, недостаточно высокого ранга, поэтому его фамилией улицы не названы. Он не погиб ни геройски, ни вообще, однако имел ранения, которые существенно сократили его жизнь, и он не успел вполне вкусить счастливой колхозной жизни. После его смерти Советская власть, спасибо ей большое, выплачивала бабушке пособие, которое помогло ей вырастить и поставить на ноги пятерых детей (из них четыре сына), последним из которых был мой отец.
Смышлёный читатель уже догадался, что речь идёт не о
Вот так, познавательно и задушевно, рассказывается далее об алтайских партизанах и о себе. Рекомендуется школьникам среднего и старшего возраста.Великой Отечественной, а о той Единственной Гражданской, воспетой лучшим и талантливейшим советским бардом Булатом Пыльношлемовым. Да, в колчаковском тылу действительно действовали – без какой-либо поддержки из-за линии фронта – целые партизанские армии. Народ искренне хотел новой жизни – в 1919-м как в 1991-м.
Смотрим дальше:
Это деревянный обелиск расстрелянным в 1919 году красным партизанам в селе Нижнепайва, установлен на месте расстрела. Выросшее рядом дерево здесь явно ни к чему, надо бы убрать его, но до памятника никому нет дела, в том числе и родственникам расстрелянных, очень уж давние дела эти белогвардейские расстрелы. Большинство расстрелянных жители села и не такие уж партизаны. Просто красные, отступая, похватали молодых парней, посадили за пулемёт, велев прикрывать отход. Ну а вошедшие белые их скрутили. Дали лопаты и велели копать яму. Все покорно копали, ведь пока копаешь, живёшь, а побежишь – могут застрелить. Однако один осмелился и побежал. Когда перепрыгивал через плетень, белогвардейская пуля ранила его в палец, но он убежал и остался жив.
В этом месте рассказа о том расстреле я испытал мистическое чувство. Дело в том, что в детстве я однажды прыгнул через тот же самый плетень (он отделял огород бабы Марины, сестры моей прабабушки, от улицы) и ударился пальцем. Палец распух и долго не сгибался. Я разрабатывал его несколько лет, и в армию меня, слава Богу, взяли (это как раз тот палец, которым нажимают курок), но утолщение сустава осталось на всю жизнь.
Я переписал имена всех указанных на обелиске расстрелянных, но потерял бумажку, к сожалению. Преобладают малоросские фамилии, например, Сидоченко, Тесленко, Шелестун – эти фамилии встречается в списке расстрелянных дважды. Люди с этими фамилиями проживают в селе до сих пор. В детстве я дружил с Толиком Сидоченко, с Васькой Тесленко. Знал и одного Шелестуна. Его потом тоже расстреляли. По приговору советского суда. Было за что.
Под списком расстрелянных написано, что вместе с ними было расстреляно "три мадьяра, перешедших на сторону Советской власти". Это меня несколько озадачило. Какого, спрашивается, мужского полового припёрлись в такую даль эти мадьяры, чтобы "перейти на сторону Советской власти"? Разгадка пришла позже, при посещении краеведческого музея в Камне-на-Оби...
Разгадка проста: эти мадьяры были военнослужащими армии Австро-Венгрии, воевавшей против России. Они попали в плен, и их привезли сюда, в Сибирь, подальше от гуляша и поближе к их прародине (в низовье Оби до сих пор проживают родственные им племена вогулов и остяков). Потом некоторые из них поддались пропаганде и подписались на красноту. Был сформирован отряд красных мадьяр в количестве 30 штыков. Возглавлял их некто Ламберг М.Г., тоже мадьяр, очевидно. Ну а беляки где-то по дороге пленили этих троих чардашей да и расстреляли за компанию.
Ниже ещё иллюстрации на тему алтайских партизан.
Это изображено на стене дома на улице Колесникова, если не ошибаюсь. "Слава алтайским партизанам!" - так там написано. И ещё: "Да здравствуетъ мiровая революцiя!".
Киря...
... Баев.
Тот самый Киря Баев (1904-1919). Это бюст из мемориала героям-партизанам, что вблизи автовокзала.
Как пишут, мальчик Киря Баев один в течение шести часов вёл бой с белогвардейцами в количестве 28 (Голенкова и Иохимович всё подсчитали). Последние его слова были: "Живым гадам не дамся!" (нет никаких оснований не верить Голенковой и Иохомивочу в том, что именно такими были его последние слова). И не дался.
Это на другой стороне бюстовой аллеи. Первый, с малоросскими усами, Шевченко. Через один от него – тот самый мадьяр Ламберг.