В стае шимпанзе царит строжайшая иерархия, порядки в которой напоминают неуставные схемы подчинения в воинской части или устоявшиеся порядки в преуспевающей торговой фирме.
читать дальшеНа вершине пирамиды находится одна – явно наиболее подавляющая самостоятельность подчинённых – особь – вожак, вождь; следующий уровень – несколько его помощников, так сказать, вице-вожаков, субвождей; затем – «средний класс» исполнителей; совсем внизу – функционеры и вовсе незаметные. Нечто вроде посыльных из фирм (их все «посылают», и им никто не подчиняются), или, выражаясь латинизмом,– курьеров. Стая может быть сколь угодно многочисленной, но при этом ни одна особь в стае никогда не путает, который из шимпанзе в иерархии – вожак, а который нет, кто из шимпанзе – выше, а кто – ниже. Выявление этой спонтанной субординации, складывающейся отнюдь не по законам логически-цифрового мышления,– результат очень важный.
Очень.
Так вот, во время одного поразительного по результатам эксперимента из стаи шимпанзе изъяли одного «курьера». Белохалатники обучили его сложной последовательности манипуляций, с помощью которых обеспечивалась единственная возможность достать из ящика банан. Затем бананами набили такие «хитрые» ящики и расставили их на территории, контролируемой стаей шимпанзе. Стаю лишили всякой пищи, шимпанзе сидят голодные и только принюхиваются к чарующему запаху недоступных бананов.
И вот появляется обученный «курьер». Он, отвыкший от порядков в своей стае, подбирается к «хитрому» ящику, открывает, достаёт банан и начинает есть. Идёт к следующему ящику, потом к следующему...
А стая, истекая слюной, смотрит.
В результате серии однотипных экспериментов выяснилось, что голодные обезьяны открывать ящики у «курьеров» не выучиваются. Максимум, на что оказались способны стайные обезьяны, так это, наголодавшись, отобрать у «курьера» банан.
Однако поведение рядовых обезьян принципиальным образом меняется, если, отсадив от стаи, научить открывать ящики вожака. Как только его, обученного, возвращали в стаю, все обезьяны моментально выучивались добывать пищу из «хитрых» ящиков.
Результаты экспериментов трудно переоценить. Получается, что даже наиважнейший (так в нашей дарвиновской цивилизации принято считать) из стимулов – голод – не определяет поведение примата, когда он находится в стае!
Или иначе: вовсе не голод определяет поведение примата в стае! Поступки исполнителя определяются состоянием подсознания вожака стаи. Его, среди прочего, дрессированностью.
Эксперимент с курьером (это французское слово, а по-гречески – апостол) в стае позволяет сделать фундаментальные обобщения. Достаточные для построения теории стаи.
Когда в стаю подсадили обученного вожака, остальные обезьяны научились открывать ящики моментально. Осмысление требует времени. Шимпанзе не хватило многих дней, чтобы понять, что у апостола можно научиться доставать бананы. Но им хватило мгновения, чтобы разобраться, кто в стае выше, а кто – ниже.
Этого достаточно, чтобы понять, что побуждения к действию передаются психоэнергетически, причём яркий подавляющий индивид (вождь, вожак; у людей – некрофил) диктует (уже одним своим присутствием!), как себя вести более жухлому.
Я спросил сегодня у менялы,
Что даёт за полтумана по рублю...
(С.Есенин)
Хм.
Я так и понял.
Поступки исполнителя определяются состоянием подсознания вожака стаи. Его, среди прочего, дрессированностью.
А внестайность часто наказуема... по законам логически-цифрового мышления , причём яркий подавляющий индивид (вождь, вожак; у людей – некрофил) диктует (уже одним своим присутствием!), как себя вести более жухлому.
Пройдено... Спасибо.