IMPROVE THE TIME
Рецензия на фильм "Борат"Раз уж в обсуждении исчадия продакт-плейсмента, художественного фильма "Казино рояль" мне было предложено обсудить "Борат" -- с моей стороны было глупо не откликнуться на это предложение. Тем более что рабочий день закончен, а с работы уходить лень.
Итак. Вначале был Вольтер. Именно он придумал взять "человека естественного", дикаря из Америки с незамутненным взглядом, и забросить его в свое родное место и время, чтобы глазами гурона показать вопиющее лицемерие французской действительности. Простые и естественные реплики из уст индейского Геркулеса звучали злейшей сатирой. Его поступки, продиктованные буквальным пониманием тогдашних политкорректных формул, вызывали у читателей то хохот, то стыд, то слезы сочувствия.
"Простодушный" был написан лет 250 тому назад. И вот уже из Старого Света в Новый, в обратном направлении, отправляется некто, выглядящий как его брат-близнец. С той же целью: показать вопиющее лицемерие действительности. На сей раз американской.
Внешнее сходство между гуроном XVIII и казахом ХХI века -- несомненно. Оба они прямы и простодушны. Оба прибыли издалека со своими специфическими взглядами на жизнь и приличия. Характерная деталь, исключающая возможность случайного совпадения: первую возлюбленную Кандида, Абакабу, съел медведь. Борат, оказавшись в Нью-Йорке, тоже получает телеграмму с текстом: "На вашу жену в лесу напал медведь, изнасиловал ее и съел". (Что называется, "цитата для начитанных". Наш прежний редакционный кинокритик от таких штучек оргазмировал.)
Однако, несмотря на все привязки "Бората" к Вольтеру, разница между ними так же велика, как между той докторской колбасой, что повелел в 1936 году выпускать Микоян, и тем, что нам пытаются впарить под именем "докторской" сегодня. Микояновская докторская была изобретена для «для поправки здоровья лиц, пострадавших от произвола царского режима»: на килограмм 250 граммов мускульной говядины без жил и сухожилий;700 граммов полужирной свинины; 30 граммов яиц; 20 граммов молока коровьего. Эта же -- немного смолотых в кашу скотьих жил, много сои, соль, перец и, наконец, секрет кухни, наши жемчужины: Е636, Е135, Е406, Е451, краситель, усилитель вкуса, ароматизатор-идентичный-натуральному. Понятно, что речь тут совершенно не идет о поправке здоровья лиц. Речь совсем о другом.
Итак -- о чем же на самом деле речь в "Борате"? Иные невнимательные зрители решили, что Борат измывается над штампами политкорректности. Вот он объясняет феминисткам, что у женщин мозг меньше, чем у мужчин. Вот в открытую ругает евреев и гомосексуалистов. Приводит на приличный ужин к священнику толстую проститутку... На самом деле, конечно, нет - он лишь утверждает, доводя до абсурда, дикость мужского шовинизма, гомофобии и расизма.
На самом деле Борат суперполиткорректен. Его целью является вовсе не попрание политкорректных ценностей, а их вящая пропаганда "от противного". Перечислим, над чем смеется фильм: над расистами, сексистами, гомофобами, Джорджем Бушем и протестантскими священниками. Сами женщины, евреи, негры, гомосексуалисты и проститутки в "Борате" -- вполне нейтральные, а подчас симпатичные персонажи. Он настаивает на том, что "они тоже люди, такие же как мы".
Но -- и только. "Борат" не ставит под сомнение ничего, кроме искренности декларируемого Америкой "хорошего отношения к (нужное вписать)". Он не критикует саму американскую действительность. Все его, социальные якобы, обличения сводятся к повседневной культуре. От него не дождешься вопроса в полный рост: "Женщина, КАК ты стала проституткой?", "Парень, КАК ты стал гомосексуалистом?", "Мэм, КАК вы стали феминисткой?"
На Западе принято считать, что всеми рождаются. Так удобнее: этот родился евреем, этот негром (что глупо отрицать), а вот эта -- проституткой, а вот этот -- тупым redneck-работягой, а вот этот -- гомосексуалистом (что уже, мягко говоря, неправда). О том, что будущую проститутку с 12 лет трахали в гетто, и никому до этого не было дела, потому что "не тот район" -- молчок. О том, что гомосексуалистами "становятся" по большей части в результате банального совращения в юности и "включения в тусовку" -- молчок. О том, что тупой redneck в детстве читал комиксы вместо Жюль Верна и даже не мечтал стать врачом, потому что таких денег в семье нет и не было -- опять молчок. Забудьте, что у них есть история. Это не так важно. У всех есть свобода выбора. Они выбрали быть такими. Давайте же все относиться друг к другу по-людски. Не с внешней, а с ИСТИННОЙ корректностью!
Между тем, политкорректность вместо общественной солидарности -- это и есть тот "камень вместо хлеба", который протягивает современный правящий слой Запада (от Аляски и по самую Чукотку) своим подданным. В политкорректном мире уже давно есть свой эрзац народовластия -- демократия (выбирайте любого из двух сукиных детей: Д.Буш или Х.Клинтон, Грызлов или Миронов). Есть свой эрзац общественного разделения богатств (Кока-кола подарила нашей школе три компьютера. Губернатор Хлопонин подарил детям нефтяников четыре компьютера. Лужков отстегнул всем пенсионерам по 300 баксов.) А теперь в политкорректном мире есть ещё и свой эрзац сатиры: беспощадно можно высмеивать расистов, гомофобов и Буша, но только не саму "социальную пирамиду". Чем это отличается от сантехников и бюрократов, которых можно было высмеивать в моем детстве (в отличие от социалистического строя), ума не приложу.
Вл.Соловьёв сказал: "Общество не может построить рай на земле, но всеми силами не должно допускать ада". Между тем, ад, в который попадает Борат, вполне естественен. Проститутки так проститутки, маргиналы так маргиналы. Главное -- помнить, что они тоже люди. Даже когда он сам оказывается без денег и ночует на асфальте -- это происходит не потому, что "что-то не так в системе". Просто деньги кончились, бывает. Через тридцать секунд путем "деус экс махина" они у него снова есть. Драмы не произошло, её быстренько подменили мелодрамой и отрубили голову безжалостным топором хэппи-энда.
"Простодушный" был воплем против общественного устройства. "Борат" -- насмешка всего лишь над стереотипами. Почувствуйте разницу.
На этом все. Где-то близко и далеко, в бесчисленных гетто Америки, Европы и Азии, созревают новые объекты для приложения будущей политкорректности. И подросшие дети из приличных семей, каким и является выпускник Оксфорда Саша Барон Коэн, будут на разные лады с улыбкой объяснять своим ровням: "Помните, они тоже люди, просто в жизни им повезло меньше, чем вам..."
Замечания к рецензииНаш доморощенный А.Гильман (сын покойного адвоката Э.Гильмана, с которым я был знаком и которого очень давно упоминал в этом дневнике - СЧС) зело резко СКАЗАНУЛ про теперешнюю Латвию. Вроде - правду. Но не понравившуюся большинству. Завели дело, от лица этого большинства, и мог бы СЕСТЬ, если бы не ... еврей (не Израиль, не вся Инопресса в руках, не круговая порука "бого" избранных)
Представители большинства "подумали" о плюсах - посадить безобидного Гильмана (занозу в заднице) и минусах - посадить еврея за его убеждения (то, что это убеждения, а не "ошибка" они (представители) поняли сразу, после подключения к "делу" диаспоры), и прославиться на весь мир.
Заноза в глазу показалась менее привлекательной, "дело" замяли (у Бени Айо (Айо Бенес - член Национал-большевистской партии, гражданини Латвии, мулат, посажен правящим режимом в тюрьму, болен диабетом в серьёзной форме - СЧС) мулатсакого тыла не оказалось, сел как миленький, ни за что!)
---
Борат (назовём его так), сначала тоже резко обрадовался попыткам было судить его kz властью за её критику: "давайте! Я стану первым евреем, осуждённым в kz за убеждения!" дразнился он.
Кz тоже подумало, отступило.
Быть "продолжателем холокоста" не захотелось.
Дальше был сценарий, фильм, "успех", прибыль.
---
Вольтеровского произведения не читал, но предполагаю - его гурон мог говорить только то, что сам Вольтер мог себе позволить. А имя себе он создал сам, постепенно. И с какого-то момента, в той обстановке, он мог себе позволить многое (заноза из задницы переместилась гораздо выше!) но не всё.
Именно, в той обстановке. Ибо скольких Вольтеров недосчиталось человечество в других обстановках, и не сосчитать.
Не все - это:
критика самого себя
Однажды Вольтера спросили:
"Существует ли ещё в мире то, на что не была бы обращена ваша беспощадная ирония?"
Вольтер дал неожиданный ответ:
"Конечно существует! Моя собственная персона никогда не будет мишенью моей иронии".
Один французский врач вернулся из России и стал говорить Вольтеру, что его похвалы России сильно преувеличены. Вольтеру не хотелось спорить:
"Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!"
---
Нблаговидное это занятие - искать "пятна" на Вольтере!
Но он был (по сумме откликов в интернетеh (http://ru.wikipedia.org) сторонником разделения на "верхи и низы", причём не нравственно а именно социально.
Т.е., то самое, что написал автор рецензии: неважно КАК ты стал бедным (изгоем,...), неважно что твой путь уготован существующим порядком.
Важно, чтобы порядок был".
Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» ("уничтожьте подлую", часто переводят как "раздавите гадину"), Вольтеру наиболее близким аргументом за сохранение "божественного начала" не приводимый им, но за всеми приведёнными стыдливо скрываемый — "полицейский", ибо без понятия божества "не может существовать ни одно общество", эксплуатируемый низ восстанет против "образованного" верха — необходимо поэтому сохранить религию как "узду" для народа, и "если бы бога не было, его следовало бы изобрести".
---
Что является "границей" для Бората(ов)?
То же - золотой миллиард и САМ в нем. Ну, может быть, чуточку поменьше миллиарда, скажем миллионов так двадцать
Но обязательно - с указанным условием!
@алкоголь: да виски, виски - у них тут только это 40%,а водка всего 37,5%; не читали Афанасьича ("Собачье сердце"), видимо.
Итак. Вначале был Вольтер. Именно он придумал взять "человека естественного", дикаря из Америки с незамутненным взглядом, и забросить его в свое родное место и время, чтобы глазами гурона показать вопиющее лицемерие французской действительности. Простые и естественные реплики из уст индейского Геркулеса звучали злейшей сатирой. Его поступки, продиктованные буквальным пониманием тогдашних политкорректных формул, вызывали у читателей то хохот, то стыд, то слезы сочувствия.
"Простодушный" был написан лет 250 тому назад. И вот уже из Старого Света в Новый, в обратном направлении, отправляется некто, выглядящий как его брат-близнец. С той же целью: показать вопиющее лицемерие действительности. На сей раз американской.
Внешнее сходство между гуроном XVIII и казахом ХХI века -- несомненно. Оба они прямы и простодушны. Оба прибыли издалека со своими специфическими взглядами на жизнь и приличия. Характерная деталь, исключающая возможность случайного совпадения: первую возлюбленную Кандида, Абакабу, съел медведь. Борат, оказавшись в Нью-Йорке, тоже получает телеграмму с текстом: "На вашу жену в лесу напал медведь, изнасиловал ее и съел". (Что называется, "цитата для начитанных". Наш прежний редакционный кинокритик от таких штучек оргазмировал.)
Однако, несмотря на все привязки "Бората" к Вольтеру, разница между ними так же велика, как между той докторской колбасой, что повелел в 1936 году выпускать Микоян, и тем, что нам пытаются впарить под именем "докторской" сегодня. Микояновская докторская была изобретена для «для поправки здоровья лиц, пострадавших от произвола царского режима»: на килограмм 250 граммов мускульной говядины без жил и сухожилий;700 граммов полужирной свинины; 30 граммов яиц; 20 граммов молока коровьего. Эта же -- немного смолотых в кашу скотьих жил, много сои, соль, перец и, наконец, секрет кухни, наши жемчужины: Е636, Е135, Е406, Е451, краситель, усилитель вкуса, ароматизатор-идентичный-натуральному. Понятно, что речь тут совершенно не идет о поправке здоровья лиц. Речь совсем о другом.
Итак -- о чем же на самом деле речь в "Борате"? Иные невнимательные зрители решили, что Борат измывается над штампами политкорректности. Вот он объясняет феминисткам, что у женщин мозг меньше, чем у мужчин. Вот в открытую ругает евреев и гомосексуалистов. Приводит на приличный ужин к священнику толстую проститутку... На самом деле, конечно, нет - он лишь утверждает, доводя до абсурда, дикость мужского шовинизма, гомофобии и расизма.
На самом деле Борат суперполиткорректен. Его целью является вовсе не попрание политкорректных ценностей, а их вящая пропаганда "от противного". Перечислим, над чем смеется фильм: над расистами, сексистами, гомофобами, Джорджем Бушем и протестантскими священниками. Сами женщины, евреи, негры, гомосексуалисты и проститутки в "Борате" -- вполне нейтральные, а подчас симпатичные персонажи. Он настаивает на том, что "они тоже люди, такие же как мы".
Но -- и только. "Борат" не ставит под сомнение ничего, кроме искренности декларируемого Америкой "хорошего отношения к (нужное вписать)". Он не критикует саму американскую действительность. Все его, социальные якобы, обличения сводятся к повседневной культуре. От него не дождешься вопроса в полный рост: "Женщина, КАК ты стала проституткой?", "Парень, КАК ты стал гомосексуалистом?", "Мэм, КАК вы стали феминисткой?"
На Западе принято считать, что всеми рождаются. Так удобнее: этот родился евреем, этот негром (что глупо отрицать), а вот эта -- проституткой, а вот этот -- тупым redneck-работягой, а вот этот -- гомосексуалистом (что уже, мягко говоря, неправда). О том, что будущую проститутку с 12 лет трахали в гетто, и никому до этого не было дела, потому что "не тот район" -- молчок. О том, что гомосексуалистами "становятся" по большей части в результате банального совращения в юности и "включения в тусовку" -- молчок. О том, что тупой redneck в детстве читал комиксы вместо Жюль Верна и даже не мечтал стать врачом, потому что таких денег в семье нет и не было -- опять молчок. Забудьте, что у них есть история. Это не так важно. У всех есть свобода выбора. Они выбрали быть такими. Давайте же все относиться друг к другу по-людски. Не с внешней, а с ИСТИННОЙ корректностью!
Между тем, политкорректность вместо общественной солидарности -- это и есть тот "камень вместо хлеба", который протягивает современный правящий слой Запада (от Аляски и по самую Чукотку) своим подданным. В политкорректном мире уже давно есть свой эрзац народовластия -- демократия (выбирайте любого из двух сукиных детей: Д.Буш или Х.Клинтон, Грызлов или Миронов). Есть свой эрзац общественного разделения богатств (Кока-кола подарила нашей школе три компьютера. Губернатор Хлопонин подарил детям нефтяников четыре компьютера. Лужков отстегнул всем пенсионерам по 300 баксов.) А теперь в политкорректном мире есть ещё и свой эрзац сатиры: беспощадно можно высмеивать расистов, гомофобов и Буша, но только не саму "социальную пирамиду". Чем это отличается от сантехников и бюрократов, которых можно было высмеивать в моем детстве (в отличие от социалистического строя), ума не приложу.
Вл.Соловьёв сказал: "Общество не может построить рай на земле, но всеми силами не должно допускать ада". Между тем, ад, в который попадает Борат, вполне естественен. Проститутки так проститутки, маргиналы так маргиналы. Главное -- помнить, что они тоже люди. Даже когда он сам оказывается без денег и ночует на асфальте -- это происходит не потому, что "что-то не так в системе". Просто деньги кончились, бывает. Через тридцать секунд путем "деус экс махина" они у него снова есть. Драмы не произошло, её быстренько подменили мелодрамой и отрубили голову безжалостным топором хэппи-энда.
"Простодушный" был воплем против общественного устройства. "Борат" -- насмешка всего лишь над стереотипами. Почувствуйте разницу.
На этом все. Где-то близко и далеко, в бесчисленных гетто Америки, Европы и Азии, созревают новые объекты для приложения будущей политкорректности. И подросшие дети из приличных семей, каким и является выпускник Оксфорда Саша Барон Коэн, будут на разные лады с улыбкой объяснять своим ровням: "Помните, они тоже люди, просто в жизни им повезло меньше, чем вам..."
Замечания к рецензииНаш доморощенный А.Гильман (сын покойного адвоката Э.Гильмана, с которым я был знаком и которого очень давно упоминал в этом дневнике - СЧС) зело резко СКАЗАНУЛ про теперешнюю Латвию. Вроде - правду. Но не понравившуюся большинству. Завели дело, от лица этого большинства, и мог бы СЕСТЬ, если бы не ... еврей (не Израиль, не вся Инопресса в руках, не круговая порука "бого" избранных)
Представители большинства "подумали" о плюсах - посадить безобидного Гильмана (занозу в заднице) и минусах - посадить еврея за его убеждения (то, что это убеждения, а не "ошибка" они (представители) поняли сразу, после подключения к "делу" диаспоры), и прославиться на весь мир.
Заноза в глазу показалась менее привлекательной, "дело" замяли (у Бени Айо (Айо Бенес - член Национал-большевистской партии, гражданини Латвии, мулат, посажен правящим режимом в тюрьму, болен диабетом в серьёзной форме - СЧС) мулатсакого тыла не оказалось, сел как миленький, ни за что!)
---
Борат (назовём его так), сначала тоже резко обрадовался попыткам было судить его kz властью за её критику: "давайте! Я стану первым евреем, осуждённым в kz за убеждения!" дразнился он.
Кz тоже подумало, отступило.
Быть "продолжателем холокоста" не захотелось.
Дальше был сценарий, фильм, "успех", прибыль.
---
Вольтеровского произведения не читал, но предполагаю - его гурон мог говорить только то, что сам Вольтер мог себе позволить. А имя себе он создал сам, постепенно. И с какого-то момента, в той обстановке, он мог себе позволить многое (заноза из задницы переместилась гораздо выше!) но не всё.
Именно, в той обстановке. Ибо скольких Вольтеров недосчиталось человечество в других обстановках, и не сосчитать.
Не все - это:
критика самого себя
Однажды Вольтера спросили:
"Существует ли ещё в мире то, на что не была бы обращена ваша беспощадная ирония?"
Вольтер дал неожиданный ответ:
"Конечно существует! Моя собственная персона никогда не будет мишенью моей иронии".
Один французский врач вернулся из России и стал говорить Вольтеру, что его похвалы России сильно преувеличены. Вольтеру не хотелось спорить:
"Мой друг! Я очень боюсь холодов, а русские дарят мне такие чудесные шубы!"
---
Нблаговидное это занятие - искать "пятна" на Вольтере!
Но он был (по сумме откликов в интернетеh (http://ru.wikipedia.org) сторонником разделения на "верхи и низы", причём не нравственно а именно социально.
Т.е., то самое, что написал автор рецензии: неважно КАК ты стал бедным (изгоем,...), неважно что твой путь уготован существующим порядком.
Важно, чтобы порядок был".
Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» ("уничтожьте подлую", часто переводят как "раздавите гадину"), Вольтеру наиболее близким аргументом за сохранение "божественного начала" не приводимый им, но за всеми приведёнными стыдливо скрываемый — "полицейский", ибо без понятия божества "не может существовать ни одно общество", эксплуатируемый низ восстанет против "образованного" верха — необходимо поэтому сохранить религию как "узду" для народа, и "если бы бога не было, его следовало бы изобрести".
---
Что является "границей" для Бората(ов)?
То же - золотой миллиард и САМ в нем. Ну, может быть, чуточку поменьше миллиарда, скажем миллионов так двадцать
Но обязательно - с указанным условием!
@алкоголь: да виски, виски - у них тут только это 40%,а водка всего 37,5%; не читали Афанасьича ("Собачье сердце"), видимо.
@настроение: хорошее настроение, через месяц навещу территорию родной Империи
А у нас этот фильм запрещён, чтобы не обидеть казахов.
Но на дисках, поди, уже продают.