IMPROVE THE TIME
Так это же И.Пырьев!
Знаменитый наш советский режиссёр.
Его слава не померкла до сих пор!Иван Александрович Пырьев родился в селе (тогда ещё селе) Камень 17 ноября 1901 года. Его родители были коренные сибиряки. На высоком берегу Оби, где раскинулось село, стояли гигантские амбары-элеваторы купцов Второвых, Винокуровых и других. На одном из таких элеваторов трудилась мать Ванюши, грузчиком на элеваторе работал его отец, который славился в селе как гармонист.
В 1904 году во время одного из праздников между грузчиками возникла драка, в которой отец погиб. Мать отправилась на заработки по городам Сибири, а Ваня был отдан на воспитание деду, и с четырёх до 11 лет он жил и воспитывался в старообрядческой семье, где помогал по хозяйству: гонял на водопой лошадей, пас свиней и телят, работал на сенокосе.
Земли у деда было много, пахали по 10-12 часов в день. Каждую субботу все члены семьи, кроме деда, возвращались в село, мылись в бане и отдыхали. Семья была большая: двое взрослых, ещё не женатых сыновей, три дочери, бабушка, её сестра-монашка, какой-то старик – дальний родственник бабушки, Иван и его двоюродный брат. По воскресеньям Ваня и его двоюродный брат получали от бабушки по гривеннику и шли в приезжавший в село “иллюзион”. Это было первое знакомство будущего режиссёра с кинематографом...
Лето было заполнено работой, а зимой Ваня посещал церковно-приходскую школу, езди с дядьями на луга за сеном, катался на самодельных деревянных коньках, пел в церковном хоре. Когда он окончил три класса, мать взяла его в город Мариинск, где она жила, сойдясь с мелким торговцем фруктами, неким Иммухаметом Аримовым, татарином по национальности (следует заметить, что в то время татарами называли представителей многих тюркских народностей, и тот Аримов мог быть и не татарином в современном значении этого слова, а, например, азербайджанцем). Жизнь у отчима была тяжелее, чем у деда. Иван ездил с отчимом по сибирским торговал на базаре яблоками, бегал за водкой и кипятком, кормил и запрягал лошадей, исполнял обязанности кучера, в общем – был на побегушках. Отчим любил часто и много выпивать и в пьяном виде зверски избивал жену и пасынка. Однажды, после очередного избиения, Иван схватил топор для рубки мяса, бросился с ним на отчима и гнал татарина по улице на виду у всего города до самого полицейского участка, где тот и нашёл спасение. После этого жить в семье стало невозможно, и Иван ушёл “в люди”...
За три рубля в месяц, пару сапог на год и харчи он ездил с татарами, торговавшими мануфактурой, по сибирским ярмаркам. Затем уехал в Томск, где работа поварёнком в ресторане, “мальчиком” в колбасной лавке, торговал в поездах папиросами, а в начале Первой мировой стал продавать и газеты. Начитавшись победных отчётов об успехах Русской Армии в Карпатах, 14-летний Иван стал мечтать о подвигах, и зимой 1915 года отправился на фронт. Проявив сибирскую настойчивость, Иван добился, чтобы его «взяли воевать». На фронте он проявил себя геройски, был награждён двумя Георгиевскими Крестами. В одном из боёв недалеко от Петрограда был ранен и эвакуирован в Москву. В мае 1918 года был выписан из госпиталя и, ещё не оправившись от ран, поехал домой, в Сибирь. Но доехать в то неспокойное время, когда по всей магистрали шли бои с белочехами, удалось только до Екатеринбурга. Там он был зачислен на краткосрочные курсы агитаторов и занимался в вечернем Народном университете. Затем учился в театральной студии облпрофсовета, где встретился и подружился с Георгием Александровым, ставшим впоследствии широко известным кинорежиссёром, автором знаменитой кинокомедии “Весёлые ребята”. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ, и игра актёров настолько захватила Пырьева и Александрова, что они решили во что бы то ни стало поехать в Москву на учёбу...
И поехали, и стали кинорежиссёрами. Опускаю подробности.
Перечислю некоторые кинокартины Пырьева: “Конвейер смерти”, “Партийный билет”*, “Богатая невеста”, “Трактористы” (там поют хорошую песню: Гремя огнём, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход, когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин...), “Свинарка и пастух”, “Кубанские казаки” (принято считать, что это был любимый фильм товарища Сталина), “Секретарь обкома”, “В шесть часов вечера после войны”, “Сказание о Земле Сибирской”, “Идиот”, “Белые ночи”, “Братья Карамазовы”.
Работая над “Карамазовыми”, он спешил, пренебрегая сердечной болью, словно предчувствуя недоброе. И предчувствие его не обмануло: 7 февраля 1968 года, во время ночных съёмок, его сердце остановилось.
Иван Александрович в мире отечественного кино оставил след не только как художник, но и как талантливый администратор. В течение долгого времени он возглавлял “Мосфильм”. Пырьев вывел на большую дорогу искусства таких мастеров кино, как Григорий Наумович Чухрай, Индустрий Васильевич Таланкин, Михаил Абрамович Швейцер, Георгий Николаевич Данелия, Владимир Павлович Басов.
Партия и правительство высоко оценили заслуги И.А.Пырьева. Ещё в 1948 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, он был награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени и медалями, а также шесть раз удостоен звания лауреата Сталинской премии.
*Чтобы лучше раскрыть характер героев фильма “Анка”, режиссёр Пырьев упорно и много работал с каждым актёром. Роль Анны блестяще сыграла любимица зрителей Ада Войцик. Однако картину запретили. Но режиссёр Пырьев и сценаристка Екатерина (Катерина) Николаевна Виноградская не сдавались, буквально дрались за своё создание. Фильм показали И.В.Сталину. Свою оценку фильму он высказал двумя словами: “Смелая картина!” Однако посоветовал дать фильму более точное название: “Партийный билет”. Кинофильм “Партийный билет” в 1936 году вышел на широкий экран и был горячо принят восхищённой публикой.
На родине память И.А.Пырьева увековечена памятной доской, которая установлена на городском Доме культуры на улице Ленина. Есть также переулок Пырьева.

Знаменитый наш советский режиссёр.
Его слава не померкла до сих пор!Иван Александрович Пырьев родился в селе (тогда ещё селе) Камень 17 ноября 1901 года. Его родители были коренные сибиряки. На высоком берегу Оби, где раскинулось село, стояли гигантские амбары-элеваторы купцов Второвых, Винокуровых и других. На одном из таких элеваторов трудилась мать Ванюши, грузчиком на элеваторе работал его отец, который славился в селе как гармонист.
В 1904 году во время одного из праздников между грузчиками возникла драка, в которой отец погиб. Мать отправилась на заработки по городам Сибири, а Ваня был отдан на воспитание деду, и с четырёх до 11 лет он жил и воспитывался в старообрядческой семье, где помогал по хозяйству: гонял на водопой лошадей, пас свиней и телят, работал на сенокосе.
Земли у деда было много, пахали по 10-12 часов в день. Каждую субботу все члены семьи, кроме деда, возвращались в село, мылись в бане и отдыхали. Семья была большая: двое взрослых, ещё не женатых сыновей, три дочери, бабушка, её сестра-монашка, какой-то старик – дальний родственник бабушки, Иван и его двоюродный брат. По воскресеньям Ваня и его двоюродный брат получали от бабушки по гривеннику и шли в приезжавший в село “иллюзион”. Это было первое знакомство будущего режиссёра с кинематографом...
Лето было заполнено работой, а зимой Ваня посещал церковно-приходскую школу, езди с дядьями на луга за сеном, катался на самодельных деревянных коньках, пел в церковном хоре. Когда он окончил три класса, мать взяла его в город Мариинск, где она жила, сойдясь с мелким торговцем фруктами, неким Иммухаметом Аримовым, татарином по национальности (следует заметить, что в то время татарами называли представителей многих тюркских народностей, и тот Аримов мог быть и не татарином в современном значении этого слова, а, например, азербайджанцем). Жизнь у отчима была тяжелее, чем у деда. Иван ездил с отчимом по сибирским торговал на базаре яблоками, бегал за водкой и кипятком, кормил и запрягал лошадей, исполнял обязанности кучера, в общем – был на побегушках. Отчим любил часто и много выпивать и в пьяном виде зверски избивал жену и пасынка. Однажды, после очередного избиения, Иван схватил топор для рубки мяса, бросился с ним на отчима и гнал татарина по улице на виду у всего города до самого полицейского участка, где тот и нашёл спасение. После этого жить в семье стало невозможно, и Иван ушёл “в люди”...
За три рубля в месяц, пару сапог на год и харчи он ездил с татарами, торговавшими мануфактурой, по сибирским ярмаркам. Затем уехал в Томск, где работа поварёнком в ресторане, “мальчиком” в колбасной лавке, торговал в поездах папиросами, а в начале Первой мировой стал продавать и газеты. Начитавшись победных отчётов об успехах Русской Армии в Карпатах, 14-летний Иван стал мечтать о подвигах, и зимой 1915 года отправился на фронт. Проявив сибирскую настойчивость, Иван добился, чтобы его «взяли воевать». На фронте он проявил себя геройски, был награждён двумя Георгиевскими Крестами. В одном из боёв недалеко от Петрограда был ранен и эвакуирован в Москву. В мае 1918 года был выписан из госпиталя и, ещё не оправившись от ран, поехал домой, в Сибирь. Но доехать в то неспокойное время, когда по всей магистрали шли бои с белочехами, удалось только до Екатеринбурга. Там он был зачислен на краткосрочные курсы агитаторов и занимался в вечернем Народном университете. Затем учился в театральной студии облпрофсовета, где встретился и подружился с Георгием Александровым, ставшим впоследствии широко известным кинорежиссёром, автором знаменитой кинокомедии “Весёлые ребята”. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ, и игра актёров настолько захватила Пырьева и Александрова, что они решили во что бы то ни стало поехать в Москву на учёбу...
И поехали, и стали кинорежиссёрами. Опускаю подробности.
Перечислю некоторые кинокартины Пырьева: “Конвейер смерти”, “Партийный билет”*, “Богатая невеста”, “Трактористы” (там поют хорошую песню: Гремя огнём, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход, когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин...), “Свинарка и пастух”, “Кубанские казаки” (принято считать, что это был любимый фильм товарища Сталина), “Секретарь обкома”, “В шесть часов вечера после войны”, “Сказание о Земле Сибирской”, “Идиот”, “Белые ночи”, “Братья Карамазовы”.
Работая над “Карамазовыми”, он спешил, пренебрегая сердечной болью, словно предчувствуя недоброе. И предчувствие его не обмануло: 7 февраля 1968 года, во время ночных съёмок, его сердце остановилось.
Иван Александрович в мире отечественного кино оставил след не только как художник, но и как талантливый администратор. В течение долгого времени он возглавлял “Мосфильм”. Пырьев вывел на большую дорогу искусства таких мастеров кино, как Григорий Наумович Чухрай, Индустрий Васильевич Таланкин, Михаил Абрамович Швейцер, Георгий Николаевич Данелия, Владимир Павлович Басов.
Партия и правительство высоко оценили заслуги И.А.Пырьева. Ещё в 1948 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, он был награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного Знамени и медалями, а также шесть раз удостоен звания лауреата Сталинской премии.
*Чтобы лучше раскрыть характер героев фильма “Анка”, режиссёр Пырьев упорно и много работал с каждым актёром. Роль Анны блестяще сыграла любимица зрителей Ада Войцик. Однако картину запретили. Но режиссёр Пырьев и сценаристка Екатерина (Катерина) Николаевна Виноградская не сдавались, буквально дрались за своё создание. Фильм показали И.В.Сталину. Свою оценку фильму он высказал двумя словами: “Смелая картина!” Однако посоветовал дать фильму более точное название: “Партийный билет”. Кинофильм “Партийный билет” в 1936 году вышел на широкий экран и был горячо принят восхищённой публикой.
На родине память И.А.Пырьева увековечена памятной доской, которая установлена на городском Доме культуры на улице Ленина. Есть также переулок Пырьева.

@музыка: Так это же Котовский!